- А почему ты не хочешь снять кино в Париже? - в Настином голосе звучали воодушевление и уверенность.

А меня охватила паника: всего четыре дня на Париж, камеры нет, актёров нет, сценария нет, ничего нет!!! К тому же, я первый раз еду в Париж и кино до этого я никогда ещё не снимала.

Когда такие истории случаются рядом с тобой, да еще и с твоим непосредственным участием, все равно хочется всех ущипнуть. Вот у тебя только мечта, а потом  - хоп! - и ты уже в ней. Ок, не  "хоп", а что тогда? Сейчас Ева сама все расскажет.

Мысли самой снимать кино, конечно, были. Не случайно же я сценарист по образованию, актриса по состоянию души и cinema_addict по жизни. Я пришла на проект "Пора начать вместе", пребывая в кризисе: заказов на сценарии не было, а в стол писать уже было невыносимо. К тому же, у меня была мечта наконец-то увидеть Париж — город, любимый мною с детства. Совместить два этих направления моей жизни казалось совершенно невозможным. Тем более, что отсутствие постоянной работы сказывалось на финансовом состоянии.

Идея своей выездной киношколы с приглашенными мастерами пришла ко мне уже в середине проекта благодаря совместным мозговым штурмам нашей команды. В голове как будто сошлись несколько направлений моей жизни и необходимость выбирать отпала сама собой. Я решила буквально последовать призыву Барбары Шер: «Отказываюсь выбирать!». Выездная киношкола в Париже для тех, кто никогда не занимался кино, но очень хочет к нему прикоснуться — это ведь то самое дело, в котором встречаются и вполне себе мирно сосуществуют две мои самые большие мечты. Кино и Париж. Вы только представьте: неделя в самом романтическом городе мира, экскурсии по киномаршрутам Парижа, каждый день мастер-классы по актёрскому и сценарному мастерству, которые проводят опытные специалисты из России и Европы. А в итоге — совместные съёмки короткорметражного фильма по одной совместно придуманной истории. От того, как здорово всё придумалось, кружилась голова!

Правда всё было стройно и гладко на бумаге и в разговорах. Как действовать в реальной жизни - было совсем не ясно. Вот тут-то я и убедилась на собственном опыте, как прав был Джозеф Кэмпбелл (сценарный гуру, автор книги «Тысячеликий герой») когда писал, что «некая незримая рука все время приходит на помощь», когда «вы встаёте на путь истинный».

 

- Ева, мы едем на конференцию во Францию в начале февраля. Вы с нами? - такое сообщение я получила в вайбере от бизнесмена, с которым уже работала переводчиком на переговорах с французами в Москве.

 

Бинго! Ведь буквально накануне я, преисполненная решимости, искала в интернете авиабилеты в Париж и уже была готова их купить. А тут — возможность полететь во Францию, да ещё и увидеть три города сразу. Поработать в Лионе и Гренобле, отдохнуть в Париже.

 

Хотя... отдохнёшь тут, кажется...

- Тебе надо снимать! Почему бы не собрать фокус-группу в Париже и не опробовать твой формат на практике? Например, снять кино за один день? - Настя настаивала.

 

Внутренний перфекционист в компании с внутренним критиком и внутренним ребёнком держали оборону: «Ты же никогда не снимала ничего сложнее видео на мобильный!», «У тебя ещё нет даже страницы на кинопоиске», «У тебя камеры-то даже нет!», «А кто пойдёт к тебе, неизвестной, сниматься?», «А какую вообще нормальную историю можно придумать за один день?», «Ааааааа! Ой, мамочка, страшно-страшно-страшно!».

 

- Хорошо, Настя, я попробую.

Время между моим ответом «я попробую» и поездкой во Францию пролетело со скоростью света. Охватить все детали проекта мне одной никак не удавалось. И я обратилась за артельной помощью к участникам Вечеринки Идей, которую мы подготовили и провели онлайн с нашей командой "Пора начать вместе".

 

Благодаря теории шести рукопожатий и волшебной силе социальных сетей мне стали писать люди и предлагать свои таланты — актёрские, операторские, режиссёрские. Среди тех, кто откликнулся, был профессиональный режиссёр! Но, увы, участвовать бесплатно он отказался. Вместе с ним, казалось, я потеряла и надежду найти камеру для съёмки.

Но и с камерой вопрос решился неожиданно легко. Накануне съёмки я рассказала подруге, у которой остановилась в Париже, о своей задумке. Лана не только согласилась поучаствовать, но и предложила снимать на её камеру GoPro. 

Лана и Бейрам

- Что-то мне кажется, мы ничего не снимем. - Лана смотрела на моё кислое, в двенадцать дня ещё сонное лицо. Недосып и усталость предыдущих рабочих четырёх суток накрывала. Нестерпимо хотелось кофе.

 

Утром назначенного дня мы с Ланой ехали в метро на площадь перед Собором Парижской Богоматери, где договорились встретиться с другими киноэнтузиастами.

 

По пути приходили сообщения о том, что не все желающие смогут присоединиться к нам. Похоже, слова Ланы были пророческими.

 

На назначенном месте ровно в назначенный час нас ждал только француз восточного происхождения Бейрам. Надежда что-либо снять таяла быстрее, чем воздушная пенка капучино. 

Ноги сами привели нас почему-то в МакДональдс на площади Hôtel de Ville. Не самое парижское начало дня. Однако именно там произошла синхронность, которая придала мне уверенности. За соседним столиком с нами сидел бродячий актёр. Пока он рассказывал байки о том, как снимался в одном фильме с Элен Ролле (помните сериал «Элен и ребята»?), к нам присоединилась Натали. Может, ещё и кофе подействовал, но снова захотелось взяться за дело и не бросать начатое на полпути.

 

За пару часов мы набрейнстормили примерный сюжет, сделали пару раскадровок, чтобы обозначить основные детали кадров и бодрым шагом отправились снимать. 

К съёмке первых кадров подходили со всей ответственностью, делали много дублей, репетировали. Так переместились от Hôtel de Ville к площади перед Notre Dame de Paris. Поснимали перед собором. И не заметили, как стемнело. А впереди ещё были самые важные, заключительные кадры на Монмартре, до которого надо было ещё добраться.

 

В процессе выяснилось, что звук будет совсем никуда негодный (как будто раньше нельзя было догадаться!), а по первоначальной идее были задуманы реплики.

 

Вдобавок к этим перипетиям прямо на Монмартре мисс камера изволила заявить, что она разряжается. Но если бы это был последний фолл всего съемочного дня...

Главный подвох пришел откуда не ждали. Финальную сцену мы хотели снять так, чтобы все четверо участников были в кадре и беззаботно болтали за одним общим столом в кафе. Всё шло как по маслу: в Старбаксе на Монмартре было живописно, туда не попадал пронизывающий ветер, который уже не раз пытался сбить нас с ног на улице. Даже улыбчивые китайцы-официанты оказались душками и предложили нам помочь.

 

Наверное и правда было смешно, когда Натали одной рукой снимала нас на камеру, и мы все при этом старались выглядеть непринуждённо.

 

Мы со спокойной душой отдали камеру официанту и совсем расслабились... А потом пришли домой и обнаружили, что этот дубль не сохранился. Или не записался. Или что там еще могло произойти с ним? Теперь этого уже никто не узнает... 

Ничто однако из всех вышеперечисленных «сюрпризов» не сравнится с процессом монтажа. А что? Тот ещё квест! Скачать пробную версию Adobe Premiere Pro, чтобы в течение недели разбираться с ней, понять, как она работает и обнаружить, что срок её действия истёк. Затем быстро скачать пробник Sony Vegas и также быстро в нём разобраться, чтобы понять, что быстродействие моего компьютера оставляет желать лучшего.

 

Вот где снова разгулялись мои друзья - внутренний перфекционист, внутренний критик и внутренний ребёнок. «Куда ты вообще лезешь?», «Кому нужны эти гигабайты запоротых кадров?», «Если кто-то их увидит, то ты точно попадёшь в чёрный список всех кинопродюсеров мира». Ну и «Мамочки, мамочки, ой, как страшно!!!».

На самом краю этой пропасти перфекционизма, самокритики и страха, когда я в очередной раз готова была махнуть рукой на свой фильм и всё бросить, я замерла на мгновение. Сделала вдох выдох, ещё раз оглянулась на тот путь, который уже прошла. И увидела чудо.

 

Я увидела, что на самом деле мой фильм — он не только мой. Я сделала его со своей командой. На всём протяжении этого пути, с самого первого шага меня поддерживала наша команда "Пора начать вместе" — Настя, Олли, Даша, Стелла, Лана. Меня поддерживали участники фильма, меня поддерживали все, кто мне давал советы по монтажу и те, кто просто читал в соц. сетях мои посты #как_снять_кино_без_бюджета, все, кто ставил лайки, оставлял комментарии и хотел увидеть, что получится из нашего эксперимента.

 

За моей спиной была самая настоящая команда успеха, и сила её поддержки значительно перевешивала страх перед неизвестными воображаемыми продюсерами или кем-то ещё, кто приходил ко мне в кошмарах и шептал, что ничего не получится. 

Первый вариант этой статьи выглядел примерно вот так: «Как снять кино без бюджета за один день? - Никак».

 

Он был написан ещё до того, как я оглянулась назад, чтобы увидеть за своей спиной незыблемую стену поддержки моей команды.

 

Теперь я точно знаю, что снять кино без бюджета за один день, продать свою первую картину, выступить на сцене с танцем или объехать Азию на велосипеде — возможно, когда у тебя есть команда.

 

За два месяца работы вместе мы с девчонками сплотились и помогли друг другу понять, что наши мечты и цели вполне осуществимы, а вся необходимая помощь и поддержка находятся на расстоянии вытянутой руки. Стоит только попросить о ней.

 

Самое же главное, что я увидела благодаря участию в проекте "Пора начать вместе": я всегда и всё стремилась сделать сама в одиночку. Я верила, что если я попрошу помощи, то меня не будут любить и уважать, а результаты моих действий потеряют всякую ценность просто потому, что я достигла их «не сама». 

Как здорово, что сейчас я могу посмеяться над своими заблуждениями и просто сказать «спасибо» своей команде! За то, что помогли не бросить начатое на полпути, за то, что с первого и до последнего шага были рядом, хоть мы все и находимся в разных городах и странах.

 

Что я могу пожелать всем читателям этого блога? Создавайте свою команду успеха.

 

Пусть вас окружают только те, кто в вас верит и кто может помочь вам в любом вашем, пусть и самом сумасшедшем, начинании. Когда у вас есть поддержка — вы можете всё! Теперь я это знаю на собственном опыте. Невозможное возможно! 

 

Автор текста Ева-Евгения Галкина