Вчера я не планировала смотреть матч, но как же рада, что все-таки не пропустила! Это было настолько напряженно и нервно, что я сочувствовала всем, кто на трибуне, и сразу после матча звонила своему дедушке, чтобы узнать, как его впечатление и самочувствие.
Наши футболисты невероятные молодцы! И вот о чем я думала, пока смотрела и уже после. Совсем не о футболе.
Вратарь Игорь Акинфеев признан лучшим игроком этого матча. Я, конечно, пошла гуглить женат ли он, давно ли он играет и где))) И нашла, что буквально на прошлом матче он был признан худшим игроком нашей команды. И тут у меня пошла мозговая деятельность и стало очень любопытно, как же готовят спортсменов перед выходом на поле? Что им говорят? Как вселяют уверенность после прошлых неудач? Делюсь тем, что нашла.
1. Предварительный сбор информации о матче.
“Начинается с сопоставления сроков проведения матча с рабочими, учебными, общественными, семейными и другими личными делами. Спортсмен должен постараться привести свой "жизненный календарь" в соответствие со спортивным календарем таким образом, чтобы у него не было важных или неотложных дел, отвлекающих от подготовки и выступления в соревновании”. Другими словами, цель должна быть согласованной, вписывающейся в остальную жизнь.
“Важно также узнать заранее как можно больше об условиях, в которых будет проходить матч: стадион, покрытие, погода и т.п.” Нам тоже не мешает узнать, в каких условиях мы будем идти к цели и что в это время будет происходить вокруг.
2. Предварительный сбор информации о соперниках.
“Спортсмену надо постараться как можно раньше узнать, кто из них будет участвовать в предстоящем соревновании, в каком они состоянии, какие результаты показывают в последнее время”. Нам знать о сильных и слабых сторонах конкурентов тоже важно, осведомлен - значит вооружен.
3. Постановка цели участия в матче.
“На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель, как правило, не бывает легко достижимой. Поэтому у спортсмена должена быть установка на приложение серьезных физических и волевых усилий. Установка эта может быть сформирована лишь в том случае, если поставленная цель обладает личной и общественной значимостью, то есть если футболист реально хочет ее достичь. Это чрезвычайно важно: желанность цели — первый признак того, что она правильно поставлена. Второй признак - достоверность цели, то есть реальная возможность ее достижения. Пусть потенциальная, но возможность. Поставив перед собой цель, спортсмен определяет общие задачи, которые надо решить, чтобы добиться цели — показать такой-то результат, победить таких-то соперников, выиграть такую-то встречу”. И тут мне очень интересно знать, какую именно цель поставили нашим футболистам. Мне кажется, они ее достигли:)
4.Постановка частных задач и программирование средств их решения.
"Футболисты программируют свои действия, действия своих партнеров по команде и, конечно, действия команды, с которой предстоит играть. Словесно-образное моделирование всегда сопровождается как можно большим числом вопросов: "А если произойдет то-то?" — и ответов: "Тогда придется сделать то-то". При этом спортсмену нужно найти правильный, наилучший ответ. Его не должно смущать то обстоятельство, что в данный момент (в начале подготовки к матчу) он может быть еще не готов к практическому выполнению того действия, которое представляется ему самым лучшим в моделируемой ситуации. У него еще есть время подготовить себя к выполнению этого действия. Надо только поставить соответствующую частную задачу, правильно оценив уже имеющиеся свои и потенциальные возможности". Что называется, берем под карандаш для достижения любых целей в ситуациях, в которых могут быть разные варианты развития событий, т.е. всегда:)
5. Практическая проверка избранных средств решения частных задач и корректировка программы подготовки.
Действия, включенные в программу, спортсмен пытается теперь выполнить реально и в условиях, приближенных к соревновательным. Например, проводится тренировка на поле, где будет матч. Если мы берем не футболистов, а, например, легкоатлетов, то они проводят прикидку на стадионе в то же время суток, на какое запланирован старт. Мы тоже можем найти способы, как потренироваться в условиях, приближенных к реальности.
6. Сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования.
“Основными причинами нерациональных затрат нервно-психической энергии перед соревнованием бывают переживания, связанные с мыслями о возможном благоприятном или неблагоприятном его итоге, о тех последствиях, которые он может иметь для спортсмена. Чтобы сохранить нервно-психическую энергию, полезно переключать внимание на дела и занятия, не связанные с предстоящим соревнованием. Но по мере приближения момента старта делать это становится все сложнее: спортсмен уже не может думать о чем бы то ни было, не имеющем отношения к соревнованию. Поэтому важно знать, что не всякие мысли о соревновании вызывают нежелательные переживания.
Если спортсмен сумеет направить свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных способов решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мыслей о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, то есть от того, что вызывает эмоциональное напряжение и потерю нервно-психической энергии". Считаю, этот пункт одним из основных в подготовке к любому важному шагу: гоним все мысли о страхах и фокусируемся на конкретных задачах.
7. Спортмент должен овладеть способами саморегуляции.
"Потому что психологическая подготовка к соревнованию хотя в значительной степени снижает вероятность психических срывов, но не гарантирует их отсутствия. Неполное соответствие использованных моделей реальным условиям соревнования, недостаточная точность программы действий, неожиданные препятствия, возникающие до старта или в ходе соревновательной борьбы, вдруг случившийся большой успех и т.п. могут прямо перед стартом, или уже в самом соревновании изменить психическое состояние спортсмена. Именно поэтому спортсмену надо иметь наготове заранее изученные и проверенные на практике приемы саморегуляции". Способов саморегуляции много и нам точно стоит к ним присмотреться, если мы хотим, как наши футболисты, собраться в решающий момент и показать класс.
По материалам Ю.Я. Киселева.
Как вам эти пункты? Что попробуете внедрить в свою жизнь?